Сан-Педро

Кактус Сан Педро — священное и ритуальное растение Южной Америки, используемое шаманами для лечения множества заболеваний и получения духовного опыта. История употребления Сан Педро в ритуальных целях насчитывает более 3000 лет.

В исчезнувших культурах “мочика”, “чавин”, “наска”, “паракас” и других, населявших западное побережье Перу тысячи лет назад, Сан Педро использовался в момент ритуального принесения богам человеческой жертвы. Отвар Сан Педро принимал как шаман, приносящий жертву, так и сама жертва. В настоящее время шаманы западного побережья Перу используют Сан Педро для целительской практики и духовного опыта.
Чрезвычайно популярно исследовательское применение Сан Педро здоровыми людьми с целью так называемого «расширения сознания».
В примитивных индейских племенах Сан Педро зачастую используют как «лекарство от всех болезней». Что же можно сказать о реальных лекарственных эффектах кактуса Сан Педро?

Без всяческих сомнений, Сан Педро наряду с Аяхуаской является одним из лучших растительных средств так называемой психоделической терапии. Психоделическая терапия – это лечение душевного или телесного заболевания посредством введения пациента в лекарственный транс (состояние психоделии). Состояние психоделии вскрывает неведомые современной науке возможности мозга. И если проводящий церемонию шаман (или врач или ситтер) улавливает причину болезни и направляет эйфорию, которую даёт Сан Педро, в нужную область человеческого восприятия, то излечение даже серьёзного душевного расстройства может произойти в течение одних-двух суток. Главным проявлением выздоровления служит возникшее чувство радости и единства со всем миром, принятие себя как части живой планеты, которая любит тебя.

Сан Педро – сильнейший синестетик и эмпатоген.

Как, посредством каких механизмов мозга происходит излечение? Чтобы приблизиться к пониманию этого, нужно приблизиться к пониманию того, что такое «психоделия», понять смысл терминов «set’n setting» и многих других. Скажу лишь, что воспринимаемое человеческим мозгом во время психоделии невозможно объяснить нашим обычным бытовым языком.
Однако, многим сложным психоделическим терминам современная психиатрия уже дала чёткие названия. Одним из таких ведущих терминов, объясняющих фантастические эффекты восприятия под действием Сан Педро, является «синестезия». Запомните это слово. Игры синестезий будут объяснять вам большую часть чудес, которую описывают визионеры во время своих трипов. О том, что такое синестезия, я непременно расскажу вам позже в отдельной главе. Термин эмпатия я уже раскрывал в главе Аяхуаска.

Как описывали эффекты Сан Педро «отцы» психоделической революции.

Подробно и высокохудожественно переживания от действий мескалина описаны в эссе «Врата Восприятия» философа и мыслителя Олдоса Хаксли во время проведения с ним этого эксперимента: «… — Что вы скажете о пространственных связях? – спросил исследователь, пока я рассматривал книги. Ответить было сложно. … Пространственные связи перестали меня интересовать… В опыте с мескалином глаз отвечает на вопросы другого порядка… Книги сияли живым светом, и у некоторых ореол был более ярким. … Затем исследователь обратил моё внимание на мебель. … Я рассматривал свою мебель глазами чистого эстета… Вот взять ножки этого стула – какая изумительная трубчатая форма, какая сверхъестественная отполированная гладкость! В течение нескольких минут (или веков?) я не просто всматривался в эти бамбуковые ножки, а в действительности был ими — или скорее пребывал в них…».

Для каких целей мы используем Сан Педро.

В программе лечебных путешествий «El Bosque Magico» мы используем Сан Педро для лечения широкого спектра расстройств психики. Мы создали адаптированные техники приёма Сан Педро для лечения депрессии с суицидальными наклонностями, а также для лечения синдрома хронической усталости. В другом формате мы используем Сан Педро для лечения наркомании — он проходит в более классическом, шаманском варианте, как применялся он тысячи лет назад. Для успешного применения Сан Педро при лечении наркомании наши церемонии обязательно проходят на природе, часто на открытых пространствах и длятся по 10-12 часов. Лечение проводится под постоянным наблюдением шамана, врача ситтера.

Химия и ботаника.

Основное действующее вещество Сан Педро — мескалин, однако кактус содержит также три других алкалоида из группы фенэтиламинов, обладающих галлюциногенными свойствами.

В литературе, представленной в интернете, содержится много неточных сведений о Сан Педро. Мы попытаемся внести хотя бы некоторую точность в этот вопрос. Среди индейцев Перу, Боливии, Эквадора, (и что важно, среди шаманов, использующих Сан Педро в своей практике,) кактусом Сан Педро называют как минимум три разных кактуса, внешне похожих и содержащих близкие по действию алкалоиды, но имеющие различные биологические названия.

Сан Педро – это кактус Trichocerius pachanoi или его латинский синоним Echinopsis pachanoians. Кактус имеет цилиндрические стволы голубовато-зелёного цвета, цветёт белыми (с различными оттенками) цветами, достигает роста 6 метров и т.д. (подробности можно прочитать в русской и англоязычной ботанической литературе).

Этот кактус путают с кактусом Trichocerius peruvian (другое его название Peruvian torch или Echinopsis peruvian или «перуанский огонь»). Его тоже называют Сан Педро и используют в аналогичных целях.

Кроме того, на горных склонах Анд произрастет и другой кактус, который зовут Huachuma, и даже опытные практикующие шаманы называют его Сан Педро, хотя ботаническое название этого вида кактусов Trichocereus bridgesi.

Являются ли кактус Huachuma (Trichocereus bridgesi) аналогом кактуса Сан Педро (Trichocereus pachanoi или Echinopsis pachanoians), остаётся для нас открытым вопросом, и путаницу сюда вносит тот факт, что, якобы шаманы культуры Чавин называли галлюциногенный отвар из кактуса, внешне похожего на Сан Педро – Achuma. Оставим этот вопрос на рассмотрение этноботаников.

Справедливости ради скажем — все три кактуса внешне очень похожи и содержат примерно схожий состав алкалоидов – как мескалина, так и фенилэтиламинов. Традиционно считается, что наибольшее количество мескалина на единицу сухого вещества содержится в «Пейотле» (Peyote или Lophophora williamsii), чуть меньше его в «Перуанском огне» (Peruvian torch или Trichocerius peruvian или Echinopsis peruvian), и ещё чуть меньше в «Сан Педро» (Trichocereus pachanoi или Echinopsis pachanoians).

Наш вывод – Для лечебного и духовного использования годятся все три кактуса, условно называемые Сан Педро. Какие же условия являются важными для того, чтобы достичь лечебного эффекта, используя эти кактусы?

  1. Заготовка кактуса должна вестись с соблюдением правил (срубленные куски кактуса должны храниться в темноте для продолжения выработки в них мескалина, нельзя допускать к обрубленным кускам кактуса насекомых… и т. д.)
  2. Приготовление сырья должно соответствовать правилам, либо сырьё должно закупаться у проверенного и хорошо зарекомендовавшего себя шамана.
  3. Церемония приёма кактуса должна соответствовать классическим правилам сет-н-сеттинг.
  4. Если мы используем кактус для лечения пациента с определённым психическим расстройством, мы должны обучать пациента правилам работы с собственной психикой после приёма психоделика в течение недель и даже месяцев.

Аяхуаска проносит через ад, Сан Педро учит говорить с природой.

Характер воздействия Сан Педро на психику отличается от аяхуаски. Продолжим литературные примеры. Если аяхуаска – это “Божественная комедия” Данте Алигьери, где участник погружается в тёмные уровни бытия и даже в сам ад, то Сан Педро ближе к русской сказке, где Иван Дурак, выпив зелья Бабы Яги, начинает понимать язык природы – птиц, зверей, деревьев, и они помогают ему в достижении своей цели.

Иными словами, если аяхуаска уносит психонавта в глубины генетической памяти человечества, пугающие своей бесконечностью, то Сан Педро оставляет человеа на своём месте, но открывает глаза на окружающую реальность, знакомя человека с её незнакомыми прежде свойствами – готовности к общению, открытости, красоте.

Сан Педро (мескалин) фокусирует внимание на явлениях окружающей реальности совершенно особым образом, отличающим его от всех остальных психоделиков.

Опишем психологические эффекты Сан Педро, основываясь на опыте пациентов программы «El Bosque Magico», участвовавших в лечебных путешествиях с 2001 года до настоящего времени.
1. Изменение мышления. Под действием Сан Педро изменяются такие свойства мышления как внимание, память, суждения. Внимание незаметно для самого человека фокусируется на отдельных предметах. Объектом повышенного внимания может стать что угодно – облако в небе, поляна, на которой сидит человек, камень, торчащий из земли неподалёку. Предмет забирает на себя внимание настолько незаметно, что человек порой спохватывается, что рассматривает узоры на коре дерева вот уже час. Особенность Сан Педро в том, что он собирает внимание на объектах визуальной красоты, графических или цветовых пятнах, фигурах. Типичный пример – участник церемонии выпил отвар и лежит на солнечной поляне в эвкалиптовой роще (это типичный ландшафт горных Анд на высоте 2-3000 метров над уровнем моря, где произрастает Сан Педро). Человек прислушивается к своим ощущениям и не замечает ровным счётом никаких изменений.

– Наверно, на меня не действует кактус, — рассуждает человек, — Чем теперь заняться? Буду лежать и бездельничать, раз уж день всё-равно потерян.
Испытатель лежит на спине, подложив руки под голову, взгляд его падает на ствол ближайшего эвкалиптового дерева. Взгляд следует за полосами коры, которая на концах образует тонкие завитушки, взгляд оценивает удивительную стройность ствола, отмечает красоту его серого цвета и красно-коричневых вкраплений. Солнечные пятна создают нежный узор на стволе эвкалипта, который в сочетании с тысячей оттенков серого и красного создаёт невероятную картину. В картине есть сюжет, его создают бегающие тени, ползущие по стволу муравьи и жуки. Человек уже давно видит не просто ствол эвкалипта, он смотрит увлекательное кино. Кино этом, если присмотреться, о нём самом, о человеке, который сейчас лежит на спине и смотрит на ствол дерева, будто на экран. Вы незаметно погружаетесь в откровенный рассказ древесного ствола о вашей жизни. И вот вы уже сами участник фильма и сами рассказывает о себе с экрана.
– Ты сделал ошибку, когда женился на этой женщине. Всё, теперь уже не исправишь, — сообщает вам муравей, только что тащивший веточку от жёлудя куда-то вверх.
– Но мне-то что делать? – спрашиваешь ты,
– А тут есть несколько вариантов, — начинает муравей, опираясь на веточку от жёлудя, чтобы стоять и говорить долго, ибо разговор-то долгий.
Нечаянный порыв ветра или облако, скрывшее солнце, заставляет тебя «вынырнуть» из кино. В этот момент ты осознаёшь, что около часа находился в общении с обычным эвкалиптом и его обитателями и обсуждал с ними перипетии своей жизни. Кстати, совет муравья может оказаться верным и даже пророческим.

Сан Педро любит собирать внимание на объектах визуальной красоты, как мы уже говорили. Вот ты решил подремать, прикрыв глаза рукой. Взгляд падает на рукав куртки, которую ты купил в Куско на индейском рынке. Ткань грубого и красивого плетения, ты удивляешься, почему не обращал раньше внимания на красоту этой ткани. А цвет? Этот удивительный белый цвет, он словно втягивает в себя энергию твоих глаз. И это приятно, это так захватывающе. Неужели остальные люди не видят этой красоты? Или видят, но молчат?
Ты обнаруживаешь, что тебя затянуло в красоту ткани. Ты будто плывёшь в океане из тканевых волн. Переживания сосуществования с тканью носит эротический оттенок.

Самоанализ в результате «разговора» с деревом, камнем, ручьем, облаком может привести наблюдателя к большим психологическим и духовным откровениям, способным повлиять на дальнейшую жизнь.

2. Изменение чувства времени. Сан Педро не вызывает каких-либо специфических переживаний времени. Наблюдатель лишь отмечает, что прошло много времени, пока он общался с деревом, например. Но если психонавт хочет узнать что-то о природе времени, он вполне может обсудить это с ближайшим камнем или скалой, нависшей над ущельем.

3. Зрительная и слуховая стимуляция, несомненно происходят под действием Сан Педро. Но в отличие от аяхуаски, направлена эта стимуляция на внешние предметы, обладающие графичностью, пластичностью, текстурностью. Характерна зооморфность возникающих образов. Например, при взгляде на скалу, напоминающую своими очертаниями голову кошки, наблюдатель наверняка увидит в ней голову пумы, местной крупной кошки, обитающей в Андах и являющейся сакральным животным. И очень вероятно, что наблюдатель войдёт в чувственный или даже словесный контакт с пумой. Возможно, наблюдатель получит от неё послание, силу. Нередки случаи, когда психонавты получали от явившегося им животного –покровителя совет такой силы, что это впоследствии меняло всю их жизнь. (Переживания зависят, несомненно, от условий, в которых находится наблюдатель. Так например, Олдос Хаксли, (автор «Врат Восприятия») гулявший во время эксперимента с мескалином в саду в Калифорнии, переживал иные образы, далёкие от пум и ягуаров, его переживания были связаны с произведениями искусства первой половины двадцатого века, в основном европейских авторов).

4. Изменение схемы тела не происходит при приёме Сан Педро. Исключение составляют большие дозировки Сан Педро, в три-четыре раза превышающие стандартные ритуальные дозировки (например, 1200-1500 мг хорошо просушенного порошка). Один наш пациент во время путешествия через Анды готовился к церемонии Сан Педро. Это было в 2010 году. Он страдал сложным психическим расстройством в сочетании с наркотической зависимостью. Церемония была назначена на утро. Вечером, после захода солнца пациент тайком вытащил из моего врачебного рюкзака весь запас Сан Педро, который хранился в порошках. Пациент принял три порошка (три стандартные дозы) Сан Педро. Через час весь горный перевал, где мы стояли лагерем, огласился криком нашего пациента. Мы обнаружили его в его палатке. Пациент сидел и с ужасом смотрел на свои руки. На вопросы – Что случилось? Сколько порошков ты выпил? – пациент не отвечал. Что с ним происходит, стало понятно лишь по его паническим крикам: — Я исчез! Меня нет! ААА!!!
Передозировка Сан Педро в сочетании с особым психическим расстройством этого пациента вызвала у него острое состояние дереализации и деперсонализации. Суть его переживания была в том, что его тело «исчезло».
Напомним, что обычные дозы Сан Педро, принимаемые психически здоровыми людьми, не вызывают сколько-нибудь заметной дереализации и деперсонализации. Если испытуемые и переживают незначительную дереализацию, то она всегда сопровождается радостными эмоциями.
5. Изменения значимости событий и переживаний. В трипах Сан Педро присутствует эффект увеличения значимости происходящего. Как и в случае с аяуаской, этот момент важно использовать в контексте когнитивно-поведенческой терапии. Например, под действием Сан Педро испытуемый переживает радость, эйфорию от общения с природой и людьми, наблюдая их «эфирную» структуру, переживая эмпатию (сопереживание другим людям, со-настроенность с другими людьми, чувство радостного единения с людьми).

6. Страх потери контроля за реальностью. Страх потерять реальность, как мы уже сказали, может возникать при неправильном и бесконтрольном приёме психоделика (Случай на перевале). При правильном приёма Сан Педро, соблюдении set’n setting психонавт в подавляющем большинстве случаев испытывает положительные и даже эйфорические эмоции и не испытывает страха потери самоконтроля.

7. Эмоциональные колебания. Эмоции могут колебаться от чувства сильной эйфория (эйфория единения с природой, понимания вечного единства со всем человечеством, радость единства с Землёй) до страха и паники. О причинах страха мы уже рассказали на примере пациента, нарушившего дозировку и правила приёма Сан Педро.
Эйфория – наиболее частая эмоция, возникающая под действием Сан Педро. Эйфория в данном случае – эффективнейший инструмент в борьбе с депрессивными состояниями. В рамках нашей программы мы используем церемонии Сан Педро для терапии депрессии, тревожных расстройств, синдрома хронической усталости. Одна из форм работы с Сан Педро успешно используется нами в лечении наркомании и алкоголизма.

8. Чувство «невыразимого». Как и многим психоделикам, Сан Педро свойственно переживание чувства «невыразимого». Здесь, по-видимому, мы имеем дело с эффектом сложных синестезий, которые и не дают испытуемому возможности выразить переживания словами или привычными образами. Повторимся — опыт психоделического переживания невозможно понять тому, кто не испытывал его сам.

9. Чувство омоложения, или «перерождения» (reburthing). Некоторые выносят из трипа Сан Педро чувство «перерождения», описывают его как «рождение заново». Это может быть как короткое чувство, так и длительное переживание. В последнем случае трип может положительно влиять на всю дальнейшую жизнь человека. Опыт «перерождения» лежит в основе излечения депрессии и тревожного расстройства как у практикующих аяхуаску, так и практикующих Сан Педро. Описано множество случаев, когда «чувство перерождения» заставляло человека отказаться от идеи самоубийства и стимулировало его к активной социальной деятельности. В 2011 году к нашей терапевтической группе самостоятельно присоединился молодой кореец, мы шли по реке на лодке, а он прибился к нам и, не зная дороги, путешествовал с нами несколько дней. Он был неразговорчив. Даже наши носильщики (неграмотные индейцы), набравшиеся психиатрического опыта во время наших путешествий, высказали предположение, что у корейца шизофрения и как бы он не убил себя. Мы посоветовали корейцу поболтать с шаманом Альберто, что жил в двух днях пути. Через пару недель мы снова встретились с корейцем у реки, мы жгли костёр, болтали, и он поведал нам свою историю. Он рассказал, что приехал в Перу с целью покончить собой. И почти осуществил задуманное. Но шаман Альберто, которого мы ему посоветовали, провёл ему ритуал Сан Педро. С той поры кореец передумал кончать собой. Помнится, он возвращался с нами в одной лодке по горной реке и лицо его улыбалось навстречу ветру и солнцу. Это было уже другое лицо, чем то, что мы видели раньше.

10. Повышенная внушаемость. На определённых этапах трипа Сан Педро, как и во время церемонии аяуаски, у участника снижается критичность к внешнему воздействию, психика «открывается» для воздействия. На этом этапе человеку можно внушить ту или иную модель поведения. В рамках программы «El Bosque Magico» одной из главных психологических установок, которую мы внушаем нашим пациентам, является идея отказа от алкоголя и наркотиков. Сказать по правде, это весьма тонкая техника, и в работе с наркоманами мы больше полагаемся на мистическую сторону ритуала, чем на психологические приёмы. Точно можем сказать одно, главное здесь — работа ведущего с самим собой. Чтобы оказать на пациента исцеляющее действие, нужно самому ведущему (а лучше всем участникам церемонии) находиться в сильно изменённом состоянии сознания, и при этом главным желанием всех должно быть чувство любви и сострадания к пациенту. Если искреннего «мистического» сострадания со стороны врача, шамана, ситтера к пациенту не будет, то ритуал едва ли будет исцеляющим.
Стадии действия Сан Педро:

Способов проведения церемонии Сан Педро – десятки. Мы, например, сталкивались с весьма странными процедурами Сан Педро на севере Перу в районе, называемом Чонгойяпе. Там церемония Сан Педро проводилась вечером и сопровождалась манипуляциями со множеством католических атрибутов. Об этой церемонии мы подробно рассказываем в Блоге в главе “Александр и Вадим проходят церемонию Сан Педро”. Другой наш старый знакомый шаман из Куско по имени Куш, предпочитает проводить церемонии Сан Педро по северо-американскому образцу, используя так называемый «sweat-lodge», разновидность индейской бани, сложенной из камней.
Наиболее интересный, на наш взгляд, способ проведения церемонии Сан Педро – это длительная неспешная прогулка по красивой гористой или лесной местности. Одну из таких процедур мы описываем в нашем Блоге в главе «Максим и Ксения проходят ритуал Сан Педро».

  1. Психоделические переживания длятся в среднем 12 -14 часов. В течение первого часа после приёма первой порции Сан Педро, как правило, ничего не происходит.
  2. Первые признаки изменения сознания начинаются через полтора-два часа. Тогда же обычно происходит и рвота. Рвота не носит характер тягостый и мучительный, как это бывает при аяхуаске. Можно сказать, ощущение рвоты при Сан Педро даже чем-то приятно.
  3. Через три часа после употребления Сан Педро участник как правило ощущает определённые изменения самочувствия. Это могут быть и описанные выше “разговры с объектами природы”, могут быть необычные мысли, связанные с прежним представлением о реальности, и отличающиеся от них в нынешнем состянии.
  4. В течение 3-4 часов после употребления Сан Педро цвета, очертания предметов, звуки природы могут изменять свою интенсивность. В основном они меняют свою интенсивнсость в приятном направлении.
  5. Через 4-5 часов состояния мягкой дереализации и деперсонализации могут конструировать внутри человека что-то вроде реальности с новой логикой. Эта новая логика присходящего трудно объяснима обычными терминами и наиболее близка к термину “невыразимость”, описанному в статье Аяхуаска.
  6. Через 6-7 часов действие Сан Педро настолько смягчается, что создаётся впечатление, будто никакого действия уже вовсе нет. Однако, это ошибочное мнение. Можно провести эксперимент. Если через 6-7 часов после первого приёма Сан Педро человек ляжет поспать, то он не уснёт. Опытные шаманы так описывают длительность эффекта Сан Педро: Пока Сан Педро действует, уснуть невозможно.
  7. Через 8-10 часов после последнего приёма Сан Педро вы можете чувствовать усталость и желание поспать. Вполне возможно, что вас охватит чувство голода. Ощущение вкуса пищи будет весьма приятным и необычным. Если вы всё же решите лечь спать, то сны быдут напомнианть “сны наяву” – явление, которое довольно трудно описать иными словами, но которое само по себе весьма приятно.
  8. Ночной сон проходит, как правило, без сюрпризов, сон достаточно глубок. Сны зачастую описывются как необычные, яркие, сюжетные, красивые, “что-то обозначающие”. На следующий день никаких особенных ощущений вы не испытаете. Самым целесообразным будет провести этот день на природе или же в патио отеля или во время лёгкой прогулки, то есть в состоянии и месте, которое не будет мешать вам анализировать вчерашний опыт изменённой реальности.

Вот в дополнение краткое описание эффектов мескалина, которое даёт О. Хаксли во “Вратах Восприятия”:

“…даже на основе немногочисленных исследований можно отметить типичную реакцию тех, кто принимал мескалин под контролем врачей.
1. Память и “конкретное мышление” если и притупляются, то незначительно. Прослушивая запись своего разговора под влиянием наркотика, я бы не сказал, что выглядел глупее, чем обычно.
2. Зрительные ощущения становятся значительно более интенсивными, как бы возвращая сознанию “незамутнённое” восприятие детства, когда органы чувств ещё не подчинялись автоматически и немедленно понятию или идее. Влияние пространства уменьшается, а роль времени сводится почти что к нулю.
3. Хотя интеллект остаётся неизменным, а интенсивность восприятия возрастает, воля претерпевает глубокое изменение к худшему. Тот, кто принимает мескалин, не видит нужды в каком-либо действиии, и большинство ситуаций, в которых он в обычном состоянии готов бороться и страдать, кажутся ему теперь откровенно скучными. Они его не интересуют – ведь есть более важные вещи, о которых стоит думать.
4. Эти “более важные вещи” могут восприниматься либо вне (как было в моём случае), либо внутри, либо в обоих мирах, внешнем и внутреннем, одновременно или последовательно. А то, что они более важные, кажется само собой разумеющимся каждому, кто принимает мескалин, если у него здоровая печень и ненарушенная психика.”

В рамках программы «El Bosque Magico» мы проводим ритуал Сан Педро под руководством шаманов, потомственных носителей традиции, опытных ситтеров, а также под контролем врача, специалиста в области изменённых состояний сознания.

С другими примерами изменённых состояний сознания, наступающих во время приёма Сан Педро, Аяхуаски, Тоэ, можно ознакомиться в нашем Блоге.